Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников

Проблема сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников в настоящее время является актуальной для многих ученых. Разрабатываются различные программы и новые способы взаимодействия, возрастает число научных и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». (п. 1 ст. 44 Закона «Об образовании»).«Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (п.2 ст. 44 Закона «Об образовании»). Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка – самое эффективное средство правильного развития малыша. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Преимущество семьи как воспитательного коллектива заключается в том, что ребенок имеет возможность постоянно наблюдать поведение отца и матери в неофициальных семейных отношениях; общаться с людьми разного возраста, пола, жизненного опыта; просто и естественно привлекаться к реальной жизни. В семье складываются эмоционально насыщенные взаимоотношения между родителями и детьми, которые имеют личностный характер, приобретается необходимый социальный опыт.

В дошкольном учреждении происходит формирование начальных социальных связей ребенка вне семьи. Такие связи дети устанавливают со сверстниками и новыми взрослыми. Именно в ДОУ они приобретают важный общественный опыт, основных знаний и умений, необходимых для дальнейшей жизни среди людей.

Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Принцип обратной связи – важнейшее условие в построении взаимодействия ДОУ с семьями.
С целью осуществления социального партнерства детского сада и семьи по вопросам организации образовательной деятельностив МБДОУ № 1 используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (лицами их замещающими).
Налаживание контактов и социального партнерства с родителями осуществляется по следующей схеме:

1. Первые контакты:

– часть заинтересованных в развитии и воспитании своего ребенка родителей приходят по собственной инициативе познакомиться с условиями в детском саду;
– приглашение родителей с целью ознакомиться с его условиями до дня приема ребенка;
– информация о работе детского сада в СМИ, на сайте МБДОУ № 1;
– изучение информации в «Уголке потребителя», «Визитной карточке детского сада».

2. Взаимодействие между родителями и педагогами в результате посещения детского сада:

- ежедневное непосредственное общение педагогов и родителей во время приема детей и когда их забирают;
- неформальные беседы об успехах и трудностях ребенка;
- запланированные встречи специалистов с родителями с целью показать и рассказать, как помочь ребенку;
- предложения о встрече с врачом, педагогом, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.;
- знакомство с информацией в родительских уголках, на доске объявлений.

3. Участие родителей в деятельности ребенка, посещающего МБДОУ № 1:

- при адаптации ребенка к детскому саду родители могут находиться с ребенком до ее окончания;
- всем родителям предлагается приходить во время прогулок, игр, кормления и быть их участником;
- родители приглашаются в качестве помощников (волонтеров) при проведении экскурсий, посещении театра, библиотеки;
- родители приглашаются совместно с ребенком к врачу, педагогу-психологу для осмотров и беседы по укреплению психического и соматического здоровья;
- родители совместно с ребенком принимают участие в городской спартакиаде «Крепыш» и в других соревнованиях, с целью социальной адаптации, физического развития и оздоровления детей.

4. Участие родителей в планировании и реализации образовательного процесса:

- участие родителей в работе «Совета учреждения», родительского комитета МБДОУ № 1, актива родителей групп
- участие родителей в проектной деятельности на этапах планирования, проведения и презентации, в совместной и самостоятельной деятельности вместе с ребенком (проведение активными родителями мастер-классов по различным направлениям для молодых родителей и педагогов);
- участие родителей вместе с ребенком в различных образовательных мероприятиях проводимых в детском саду (конкурсах, выставках, соревнованиях, праздниках и развлечениях) в качестве организатора, участника, зрителя.

5. Общественная деятельность родителей:

-установление социальных контактов между родителями разных групп;
-общение родителей по интересам («Семейный театр в детском саду», «Мы вместе», «Мамина школа», «Папа, мама, я - спортивная семья»);
-лектории по заявкам родителей силами родителей выпускников, родительского актива;
-участие родителей в работе семинаров, конференций, тренингов, исследований, тематических проверок в детском саду.

6. Помощь детского сада родителям:

-в вопросах оздоровления и профилактики заболеваний детей;
-накопление информации и практические действия по решению проблем в воспитании ребенка;
-оказание помощи в разрешении семейных проблем, если они задевают права ребенка.

7. Помощь родителей детскому саду:

-в качестве организаторов и спонсоров;
-в качестве участников создания развивающей среды в детском саду;
-совместное проведение досугов, праздников, походов и др.;
- совместное участие в проведении выставок, ярмарок, конкурсов, выпуска газет.

Педагоги МБДОУ № 1 не переносят в семью содержание, формы и методы, которые используют в образовательном учреждении, а предлагают решать образовательные задачи, используя семейные традиции в организации образовательной деятельности ребенка. Семья сильна любовью к ребенку, возможностью индивидуального подхода.

При установлении партнерских отношений детского сада и семьи, педагоги и руководители детского сада ориентируются на активных родителей, которые готовы прийти на помощь образовательному учреждению. Эффективно используется метод презентации опыта семьи другим родителям. Проводятся мастер-классы, персональные выставки, конкурсы творческих работ («Каждый ребенок талантлив по своему!», «Говорят дети!», «Домашние игры», «Огородные игрушки!», «Моя любимая группа!», «Конкурс альбомов из жизни детей», конкурс «Семейные традиции» и др.).

На каждом возрастном этапе с родителями педагоги решают определенные задачи по развитию самостоятельной деятельности, используя сильные стороны семейного воспитания. В каждой группе строится своя модель социального партнерства с учетом возраста и психофизического развития детей, особенностей детско-родительских отношений. Педагоги при разработке модели социального партнерства придерживаются определенного алгоритма (на примере развития самостоятельной деятельности детей):

• Выявление актуальной проблемы для родителей, детей и педагогов в формировании самостоятельной деятельности ребенка в детском саду и дома.
• Подбор и изучение педагогами и родителями теоретических и практических материалов по организации и содержанию самостоятельной деятельности детей.
• Подбор педагогами диагностических методик для изучения развития самостоятельной деятельности детей и отношения родителей к данной проблеме.
• Мониторинг условий, необходимых для развития самостоятельной деятельности ребенка в семье и детском саду. Сбор и анализ полученной информации, Выводы (положительные и отрицательные) по результатам мониторинга (текстовый материал, видео, фотоматериалы).
• Определение цели и задач по решению выявленной проблемы педагогами группы и родителями.
• Разработка модели социального партнерства силами педагогов и родителей.
• Определение этапов, участников, содержания и форм взаимодействия МБДОУ № 1 с семьей по решению поставленных задач.
• Анализ, обобщение и презентация опыта социального партнерства педагогами и родителями по развитию самостоятельной деятельности детей.

С целью эффективного решения проблемы педагоги МБДОУ № 1 четко разграничивают полномочия в решении проблемы развития ребенка между детским садом и семьей. Реализация модели социального партнерства детского сада и семьи предполагает рациональное планирование взаимодействия с родителями на протяжении всего учебного года.

 

Подкатегории

  • Родительский комитет
  • Клуб "Мы вместе"
  • Проекты

    n020Уважаемые родители!

    В нашем детском саду стартует новый вид совместной деятельности – проектная деятельность.

    Проект – это увлекательная, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

    Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

    Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

    В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.

    Наша задача - обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства, способствовать формированию коммуникативных способностей, добиться внутреннего комфорта ребенка, раскованности, «стирание» комплекса «я не умею», не правда ли, все это удивляет и привлекает.

    Приглашаем Вас принимать активное участие в разработке проектов!