Название

УМКА
МАДОУ № 1
Челябинская область г. Снежинскнациональный реестр

Версия

 

 

                                                                            1501048886

 

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей

ploskostopie      Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика и коррекция возможных нарушений. Это обусловлено тем, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей дошкольного возраста, наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, в частности нарушение осанки и уплощение стопы.

      В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

     Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спорта.

     Опыт организации работы профилактической и коррекционной направленности на базе нашего детского сада свидетельствует о том, что успешная профилактика и коррекция плоскостопия у детей возможны на основе специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Особенностью комплексов является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами («Котята», «Утята», «Матрешки» и др.), а также упражнений с предметами – мячом, обручем, скакалкой. Подобные упражнения профилактической и коррекционной направленности воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно.

     Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи. Для привлечения родителей к активному участию применяются различные формы работы: (родительские собрания; тематические консультации; педагогические беседы; дни открытых дверей: открытые занятия по физической культуре; стенды (уголки) для родителей. Это позволяет повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

     Представленные специальные комплексы по профилактике и коррекции плоскостопия достаточно эффективны и позволяют добиться значительного уменьшения числа детей, имеющих деформацию стоп.

     Предлагаем вашему вниманию комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных формах работы по физическому воспитанию, а также в качестве домашних заданий.

      Дозировка зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса

Комплекс «Веселый зоосад»

1. «Танцующий верблюд»

Исходное положение (далее - И.п.) - стоя, ноги врозь, стопы параллельны, руки за спиной.

Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать)

2. «Забавный медвежонок»

И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед- назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

3 «Смеющийся сурок»

И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз. 1-2 – полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п

4. «Тигренок потягивается»

И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.

1-2 – выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 – и.п.

5. «Обезьянки – непоседы»

И.п. – сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно. 1-2 – встать; 3-4- стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6 – сесть; 7-8 – вернуться в и.п.,

6. «Резвые зайчата»

И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16-подскоки на носках (пятки вместе).

Комплекс с мячом

1. И.п – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами. Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. – то же

Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно

3. И.п. о же

Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

4. И.п – лежа на спине, руки вдоль тела, мяч между лодыжками. 102 – ногами поднять мяч и удержать его стопами; 3-4 и.п.

5. И.п – то же

1-2 – ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-6 – движениями стоп поворачивать мяч вправо-влево; 7-8 и.п.

6. И.п.- сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны. Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот. Примечание. Рекомендуем использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

Комплекс «Загадки»

Перед выполнением каждого упражнения загадываем детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно-два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.

1. «Месяц»

За домом у дорожки висит пол-лепешки.

И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

2. «Солнце»

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит

И.п.- то же

Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

3. «Туча»

По небу ходила, солнышко закрыла.

Только солнце спряталось - и она расплакалась

И.п – то же

Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

4. «Молния»

Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.

И.п.- то же

Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

Инструктор по физической культуре Касимова Д.А.