Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией

гиперсаливация 789Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией
Уважаемые родители! Поговорим о преодолении такого симптома дизартрии, как гиперсаливация. С каждым годом в силу различных причин детей  с  дизартрией становится все больше и больше. У таких детей, как правило, наблюдается повышенное слюнотечение, особенно это заметно при речевой нагрузке.
Что такое гиперсаливация?
Гиперсаливация-  это обильное  слюнотечение. Этот симптом  может быть связан с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется,  просто вовремя не проглатывается. При дизартрии  всё происходит именно так. Понять это можно, попросив ребенка открыть рот и посмотреть, как, буквально через 8-10 секунд, во рту скапливается слюна, при разговоре ребенок брызгает слюной, и у него часто бывают мокрыми от слюны губы.
 
Что же можно предпринять в домашних условиях, чтобы помочь ребенку преодолеть этот неприятный симптом?
1. Учим ребенка проглатывать слюну.
1). Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.
2). Ребёнку постоянно делается  напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.
3). В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.
4). У детей-дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому  ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.
5). На индивидуальном занятии при работе с дизартриком нужно специально делать паузы, чтобы ребёнок мог проглотить скопившуюся слюну.
6). Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.
2.Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики.
1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячки – худышки». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
3.Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на  кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2  капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать  движения языком вперёд-назад.
4. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.  
  • а а а; э э      э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ;      эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи,      аэи.
Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).
5. Полоскание рта.
Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника. Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.
Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Желаю Вам успехов в преодолении гиперсаливации у Вашего ребенка!
                                                                                              Учитель-логопед Е.В. Ессина
 В статье использованы материалы сайта: http://vashlogoped-online.ru/dochkolniki/gipersalivatsiya-i-eyo-preodolenie-u-detey-s-dizartriey

Как научить ребенка произносить звук "Р"

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА произносить звук «Р»?

image002Мамы и папы, бабушки и дедушки испытывают умиление, когда малыш начинает лепетать. Проходит время, родители замечают, что речь ребенка понятна только им. И сразу начинают паниковать, искать хорошего логопеда или использовать тысячи рекомендаций из серии «кто-то сказал» или «прочитал в Интернете», причем одновременно. Давайте все же разберемся, почему ребенок не выговаривает «р», и как ему помочь без особого труда освоить это неуловимый звук.

Как и во всех процессах развития ребенка, в процессе формирования речи существует определенный график. Первый этап становления речи – 2-3 года. Если в этот период звук «р» не подчинится, то не стоит бить тревогу. Это всего лишь подготовительный этап. Он не требует дополнительного вмешательства логопеда. Достаточно регулярной артикуляционной гимнастики в игровой форме. А вот если ребенку 5-6 лет и он по-прежнему не выговаривает «р», то необходимо посетить специалиста.

На приеме логопед обнаружит проблему, из-за которой звук не удается произнести. Даже по звучанию речи можно определить разнообразие ошибок. Некоторые дети заменяют звук «р» на другой, чаще всего на «л». Другие дети произносят «р» не во всех словах, а чаще всего в середине слова и проглатывают его на окончаниях. Если ребенок произносит звук «р» с помощью гортани (горловой звук «р»), причиной неправильного произношения может быть слабо развитый дыхательный или артикуляционный аппарат. Родителям стоит знать, что посещение логопеда, в первую очередь, должно исключить серьезную патологию – дизартрию. Неправильное произношение звука «р» может являться ее признаком.

Но вернемся к первоначальному этапу становления речи, на котором произношение можно исправить несложной артикуляционной гимнастикой.

Перед тем как мы приступим к описанию игры-занятия, давайте уточним некоторые моменты:

  1. Мамы спрашивают: «Как научить ребенка выговаривать буквы?» Стоит помнить, что произносим мы Звук. А вот пишем Букву. Изначально не стоит путать малыша просьбами произнести букву «р». Это поможет в последующем не путаться и грамотно отличать звук и букву.

2.    Занятия с малышом всегда должны быть ему интересны. Поэтому если какие-то упражнения ему не нравятся, не надо настаивать. Можно попробовать повторить их позже.

3. Большое значение имеет регулярность тренировок. Постарайтесь ежедневно находить время для занятий.

Приступаем к играм-занятиям...

• «Цоканье»

Предложите малышу отправиться вместе с вами в путешествие на конях. Поочередно «присасывая» и отрывая язык от неба, подражайте цокоту копыт. Устройте соревнование – кто громче цокает или кто быстрее скачет (ускорьте тем цоканья).

• «Кучер»

Лошадка скачет быстро-быстро! Давай остановим лошадку? Чтобы остановить лошадку, надо сказать «тпру». Давай попробуем! От губного «р» губы вибрируют. Ну а теперь поскакали дальше (повторяем упражнение «Цоканье»).

• «Индюк»

Мы скакали-скакали-скакали. Смотри! Вот птичий двор. Какие птицы живут на птичьем дворе? Обязательно выслушайте предположения малыша. Да, действительно, тут куры, утки, гуси. А еще большой индюк! И он говорит вот так! Показываем малышу образец – быстро выбрасываем язык между зубами и губами, звук похож на «бл-бл-бл». Обратитесь к малышу, предложите попробовать сделать так же.

• «Прыжки»

Перед выполнением этого упражнения вымойте руки. Встаньте перед зеркалом и продолжите сказку. Мы гуляли по двору, а вот теперь давай зайдем в дом. Открой шире ротик-домик. А кто живет в домике? Правильно! Язычок. Давай найдем пол и потолок в нашем домике (малыш показывает пальцем). А теперь найди на потолке диванчики (термин «альвеолы» не подойдет для объяснения нахождения бугорков за зубами). А теперь пусть веселый язычок попрыгает от диванчиков на потолке до пола и обратно! Обратите внимание ребенка – язык находится на «диванчиках», а не на зубах.

• «Ветер»

Пока мы были далеко-далеко, поднялся сильный ветер! Покажите ребенку пример – растяните губы в полуулыбке, поставьте язык на «диванчики» и резко подуйте. Можете добавить элемент игры – дуть на листочек, на облачко-ватку. Чем сильнее поток выдыхаемого воздуха, тем сильнее вибрирует язык, получается глухой звук, похожий на «ТРРРРРР». Если вместо этого звука получается шипение, значит, язык убежал с «диванчика» и надо вернуть его на место. Погоняйте ватки – облачка. Победителем будет тот, чья ватка улетит дальше.

Придумывайте новый сюжет упражнений, чтобы малышу не надоедало. Так же, дополнительно к артикуляционной гимнастике, можно ежедневно несколько раз показывать картинки с животными, предметами, в названии которых есть «р». Устраивайте состязания – кто дотянется до кончика носа языком, быстрее коснется им подбородка. Налейте в тарелочку сок или молоко, поиграйте в котят, пусть победителем будет тот, в чьей миске молоко будет вылакано быстрее. Сочиняйте вместе «рычащие» сказки и «рычащие» поговорки. В разговорной речи акцентируйте внимание на звуке «р», но старайтесь делать это ненавязчиво.

Надеюсь, что эти простые советы понравятся и помогут. Главное, терпение и регулярность. Все получится!

                                                                                               Учитель-логопед Ессина Е.В.

По материалам сайта - https://vk.com/@businessmama-kak-nauchit-rebenka-govorit-r

                                                                                          
 

Роль пальчиковой гимнастики для развития ребенка

ladoshechki-768x419Уважаемые родители, давайте выясним, в чем же польза пальчиковой гимнастики?

1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 
2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 
3.Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 
4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 
5.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 
6.В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. 

Ессина Е. В., учитель-логопед

Роль пальчиковой гимнастики для развития ребенка.pdf251.75 КБ

Дошкольный логопункт

логопед сентябрьУважаемые родители!
 
С детьми Вашей группы работает
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Ессина Елена Владимировна
 
Обращаем Ваше внимание на то, что в МБДОУ № 1 существует одна  специализированная группа для детей с нарушениями речи, а так же организован ЛОГОПУНКТ
Отличие речевой группы от логопункта:
  • В речевую группу дети зачисляются только по решению городской ГПМПК (после направления учителя-логопеда детского сада), на логопункт  учителем-логопедом детского учреждения в порядке очереди.
  • В речевой группе логопед в течение учебного года занимается с 15-18 с детьми одной возрастной группы, а на логопункте с 20-25 детьми старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группа).
  • В речевой группе срок обучения не менее 2-х лет, а на логопункте – от 3-6мес. (в зависимости от речевого нарушения).
  • В логопедической группе воспитатель в течение рабочего дня закрепляет речевые навыки у детей по заданию учителя-логопеда, а  в условиях логопункта первыми помощниками являются родители!
Таким образом, исходя из условий работы с детьми на логопункте, эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от регулярных, систематических, совместных усилий логопеда и семьи!
С 2 по 22 сентября в детском саду проходит логопедическое обследование детей.
Дети, имеющие тяжелые нарушения речи, направляются на ПМПК для дообследования и решения вопроса о переводе в специализированный детский сад.
После 22 сентября Вы можете узнать о результатах обследования Вашего ребенка.
День консультаций учителя-логопеда:
Вторник, четверг -16.30-18.00. Запись на консультацию  по тел.
 4-10-19.
Для закрепления пройденного материала ребенку, зачисленному на логопункт, потребуется индивидуальная тетрадь в клетку 48 листов.
Просьба: тетрадь с выполненным домашним заданием приносить и забирать в указанное время в группе (тетради находятся в специальном лотке «Задание логопеда» в раздевальной комнате). Заниматься  с ребенком дома нужно ежедневно вечером, а в выходные и праздничные  дни 2 раза в день по 10-15 минут.
Будьте внимательны!
  • В групповом уголке для родителей в папке «Советует учитель-логопед», на стенде   около кабинета учителя-логопеда и на сайте МБДОУ №1 http://www.ds1.snzsite.ru/ Вам предоставляется информация  по разным темам.
  • Воспитателям выданы комплексы артикуляционной гимнастики (артикуляционная гимнастика проводится с детьми в группе воспитателями каждое утро, перед первым занятием).
  • Развитие артикуляционной моторики необходимо для правильного произношения звуков, поэтому огромная просьба, не опаздывать на завтрак и соответственно на первое занятие.
  • Кабинет учителя-логопеда находится на первом этаже в медицинском блоке (справа).

                                            Желаем успехов!

Консультация для родителей "Скороговорки"

62005 html 14af2c76

Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письмен­ную речь, что ведёт к снижению успеваемости.
Конечно, серьёзные речевые дефекты - предмет сферы деятельности врачей-логопедов. Но всё, же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная логически связная речь - прежде всего заслуга семейного воспитания.
Как работать со скороговорками?
Учитель-логопед Ессина Е.В.

Страница 1 из 6