гиперсаливация 789Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией
Уважаемые родители! Поговорим о преодолении такого симптома дизартрии, как гиперсаливация. С каждым годом в силу различных причин детей  с  дизартрией становится все больше и больше. У таких детей, как правило, наблюдается повышенное слюнотечение, особенно это заметно при речевой нагрузке.
Что такое гиперсаливация?
Гиперсаливация-  это обильное  слюнотечение. Этот симптом  может быть связан с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется,  просто вовремя не проглатывается. При дизартрии  всё происходит именно так. Понять это можно, попросив ребенка открыть рот и посмотреть, как, буквально через 8-10 секунд, во рту скапливается слюна, при разговоре ребенок брызгает слюной, и у него часто бывают мокрыми от слюны губы.
 
Что же можно предпринять в домашних условиях, чтобы помочь ребенку преодолеть этот неприятный симптом?
1. Учим ребенка проглатывать слюну.
1). Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.
2). Ребёнку постоянно делается  напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.
3). В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.
4). У детей-дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому  ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.
5). На индивидуальном занятии при работе с дизартриком нужно специально делать паузы, чтобы ребёнок мог проглотить скопившуюся слюну.
6). Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.
2.Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики.
1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячки – худышки». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
3.Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на  кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2  капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать  движения языком вперёд-назад.
4. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.  
  • а а а; э э      э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ;      эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи,      аэи.
Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).
5. Полоскание рта.
Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника. Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.
Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Желаю Вам успехов в преодолении гиперсаливации у Вашего ребенка!
                                                                                              Учитель-логопед Е.В. Ессина
 В статье использованы материалы сайта: http://vashlogoped-online.ru/dochkolniki/gipersalivatsiya-i-eyo-preodolenie-u-detey-s-dizartriey