Название

УМКА
МАДОУ № 1
Челябинская область г. Снежинскнациональный реестр

Версия

 

 

                                                                            1501048886

 

Музыкальное развитие дошкольников

muzМузыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей – в наших силах.

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.

От рождения до 2 лет
Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос. Ребенок повторяет речь людей, звуки животных.
Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки.
При покупке погремушек старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек, в настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (музыкальные коврики, электронные пианино и пр.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука малышу потребуется совершить действие – ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т.п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне «реакция – стимул», развивая тем самым кору головного мозга.

Практически звучит одна мелодия. В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы – журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя...
Не забывайте непреложное правило – обсуждайте все, что услышано впервые, обращая внимание на эмоциональную сторону (какие возникают чувства, образы).

2-3 года - первые инструменты
В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты.
Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на «ура». Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить.
Бубен – по сути, усложненный вариант барабана – можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям.

А теперь - ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия ("Танец маленьких утят", "Антошка", "Кабы не было зимы").
После 3 лет можно предложить малышу металлофон. Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество – подобного их маленькие ушки еще не слышали.

4 года - слушаем музыку
Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки.
Стоит организовать знакомство с более широким кругом музыкальных инструментов. Малышу уже хорошо известны ударные. Из группы клавишных вполне возможно показать фортепиано. Можно посетить концертный зал Детской музыкальной школы.

В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку, под спокойную мелодию можно начать рассказывать сказку…

5-6 лет - все "по-взрослому"
В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована. Творить и производить шум - насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению.

Можно создать шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться.

Используемые источники:
журнал «Малыш и Мама» №11, 2007
материал сайта «Азбука воспитания» [http://azbyka.ru]