Название

УМКА
МАДОУ № 1
Челябинская область г. Снежинскнациональный реестр

Версия

 

 

                                                                            1501048886

 

Организация опытно – экспериментальной деятельности детей или «Воз и маленькая тележка чудес»

Расскажи – и я забуду,n211
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.


Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминают надолго.

Структура эксперимента:

1. Постановка проблемной задачи. Она должна быть понятой, следовательно, она должна вызвать интерес и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной ситуации через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии.
2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого).
5. Наблюдение результатов эксперимента. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти: двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
6. Формулировка выводов (при поддержке родителей в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Хотелось дать вам один очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления, помогайте с помощью наводящих вопросов.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

Все, что вам нужно, находится у вас под рукой: вода, земля, песок, воздух, солнце, растения, а также: пипетка, веревка, банки, миски, воронки, свечи, пластиковые бутылки, пузырьки из под лекарств, авторучки без стержня, использованные стержни, гвозди, доски, бумага, старые обои и т.д.

Эти предметы есть в каждом доме, главное – ничего не выбрасывать, а вдруг пригодится.

Следует остановиться еще на одном немаловажном вопросе. Как быть с научными терминами, давать их детям или нет? Однозначно, давать. В самом худшем случае дети их забудут. Ничего страшного. Просто постарайтесь, как мама Венди, миссис Дарлинг из сказки «Питер Пен», каждый вечер производить уборку в мыслях детей, наводить там порядок и раскладывать все мысли по местам. Тогда и термины будут запоминаться. Ведь помнят же дети и используют такие слова, как «органайзер», «лендкрузер», «макияж». Чем же «конденсат» или «концентрация» труднее? Ничуть.

Могу порекомендовать для опытов и экспериментов в домашних условиях следующую литературу:

1. Большая книга научных опытов для детей и взрослых/ М.А. Яковлева, С.В. Болушевский. – М.: Эксмо, 2014. – 280с.
2. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Н.М. Зубкова. – СПб.: Речь, 2013. – 64с.
3. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет/ Н.М. Зубкова. – СПб.: Речь, 2013. – 64с.
4. Тайны кипящей кастрюли. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет/ Н.М. Зубкова. – СПб.: Речь, 2013. – 59с.

Автор статьи: Березина Татьяна Олеговна.

Список используемой литературы:
1. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.
2. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Н.М. Зубкова. – СПб.: Речь, 2013. – 64с.
3. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет/ Н.М. Зубкова. – СПб.: Речь, 2013. – 64с.