2Права ребенка на образование начинают реализацию с возраста двух месяцев – именно с такого возраста он может посещать дошкольное образовательное учреждение.
С шести лет ребенок имеет право на поступление в школу (право на образование, ст.43 Конституции РФ) и право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупка канцелярских принадлежностей или продуктов); сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации; сделок по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с их согласия, третьим лицом (ст. 28 ГК РФ).
Получение общего образования начинается не позднее возраста 8 лет, то есть к восьми годам ребенок должен пойти в школу (либо его родители должны выбрать форму семейного образования).
Разделить права детей и родителей, самое главное, меры по реализации этих прав, оказывается невозможным. Закон определил, что обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются участниками образовательных отношений. При этом родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существенно расширил права детей на образование и связанные с ними права детей, упорядочил и систематизировал их. Проблема соблюдения прав детей в системе образования включает две группы проблем: соблюдение прав ребенка на образование и соблюдение личных прав обучающихся в учреждениях образования. Причем вторая группа проблем особенно актуальна, когда речь идет от детях младшего возраста, которые, в силу возрастных особенностей, еще не в состоянии ни самостоятельно защищать свои права и законные интересы, ни, зачастую, даже осознать, что их нарушают. Ключевую роль в обеспечении прав воспитанников играет позиция как педагогических (и всех иных) работников дошкольных образовательных организаций, так и родителей и иных законных представителей обучающихся. Именно взрослые люди в этом возрасте ответственны за соблюдение прав воспитанников, и обеспечение их образования в соответствии с их потребностями и интересами. В связи с этим внимательное отношение к проблемам прав детей представляется наиболее актуальным именно на уровне дошкольного, начального общего образования.
Несмотря на то, что ребенок теоретически уже может сам обращаться за защитой своих прав, в том числе и за защитой от злоупотреблений родителей, на практике с огромной вероятностью он такой возможности не имеет и реализовать это право не сможет. В связи с этим необходимо обеспечить уважение педагогами и родителями прав ребенка. Однако базовым принципом должен оставаться приоритет прав ребенка. Ребенок, как слабая сторона в образовательных отношениях, нуждается в повышенной защите.
Необходимо помнить, что положение человека в обществе определяется не только его правами, но и его обязанностями и ответственностью. Реализовать свои права можно только, исполняя обязанности и неся ответственность. Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права, Конституцию России, законы и нормы морали. Мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность – уважать наши права.